Биография Гарольда Принса

Продюсер и режиссер Гарольд (Хэл) Принс по праву считается одним из тех, кто оказал наиболее сильное влияние на мировой музыкальный театр второй половины XX века. Его новаторские постановки навсегда изменили лицо Бродвея и вот уже более сорока лет являются символом качественной, нетривиальной режиссуры. Принс наполнил мюзикл новым содержанием и стал отцом его новой разновидности - концептуального мюзикла - сплава свободной, кинематографической режиссуры, крепкой партитуры и продуманной сценографии.
Гарольд Смит Принс родился в Нью-Йорке 30 января 1928 года. В 1948 году он получил степень бакалавра искусств в Университете Пенсильвании. Принс мечтал работать в драматическом театре, однако после встречи с режиссером, драматургом и продюсером Джорджем Эбботом его планы коренным образом изменились. "Он ставил мюзиклы, а, как говориться, дареному коню в зубы не смотрят. Поэтому и я стал заниматься мюзиклами," - рассказывал Принс. Принс работал в офисе у Эббота шесть лет, постигая секреты создания музыкальных спектаклей.
Первое бродвейское шоу Хэла Принса, мюзикл "Pajama Game", 1954, принесло начинающему продюсеру премию Тони в номинации "Лучший мюзикл". На следующий год Принс взялся за мюзикл "Damn Yankees" и получил еще одну статуэтку.
Принс обратился к несвойственному музыкальному театру материалу еще в конце пятидесятых, когда вместе с Артуром Лоуренцем, Леонардом Бернстайном, Джеромом Роббинсом и Стивеном Сондхаймом взялся за создание современной версии трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". В музыкальной драме, получившей название "Вестсайдская история" ("West-Side Story"), вместо враждующих семейств веронских аристократов действовали молодежные группировки с нью-йоркских улиц. Несмотря на восторженный прием и номинацию на премию Тони, немногие смогли по-настоящему оценить эту постановку, значительно опередившую свое время, и только удачная экранизация возвела "Вестсайдскую историю" в ранг классики.
В 1960 году вышел мюзикл "Fiorello!" Джерри Бокка и Шелдона Харника, который был отмечен Пулитцеровской премией. Три года спустя продюсер получил еще одну награду Тони за шоу "A Funny Thing Happened on the Way to the Forum", 1963 - композиторский дебют Стивена Сондхайма. В этом же году Хэл выпустил мюзикл "She Loves Me", в котором впервые выступил в качестве режиссера.
Постепенно сложился круг авторов, с которыми Принс стал сотрудничать постоянно. Среди них - уже упомянутые Джерри Бокк и Шелдон Харник. Их альянс приносил самые разные плоды, от провала ("Tenderloin", 1960) и умеренного успеха ("She Loves Me") до настоящего триумфа - "Скрипач на крыше" ("Fiddler on the Roof", 1964), который долгое время удерживал титул самого долгоиграющего мюзикла в истории Бродвея.
Гарольд Принс стал режиссером первого мюзикла Джона Кандера - "A Family Affair", 1962. Позднее, когда образовался тандем Кандер-Эбб, Принс поставил шоу "Flora, the Red Menace", 1962, "Cabaret", 1966, и, уже в девятостых, "Kiss of the Spider Woman", 1993. Работая над "Кабаре", Принс стремился найти особый сценический язык, близкий к кино. Вместе с художником Борисом Аронсоном они нашли неожиданное решение - над сценой было подвешено огромное зеркало, в нем публика видела свое отражение и таким образом ощущала себя по-настоящему вовлеченной в трагические события спектакля. Размещенный на сцене оркестр становился частью Кит Кэт Клуба, где царил конферансье в исполнении Джоэла Грея. Мюзикл "Кабаре" стал настоящим прорывом и принес Гарольду Принсу первую награду Тони за режиссерскую работу. Когда в 1987 году Принс восстановил постановку, стало понятно, что его стиль уже устарел. Только в девяностых нашелся режиссер - Сэм Мендес (Sam Mendes - "Красота по-американски", "American Beauty") - которому удалось по-новому взглянуть на этот спектакль.
Семидесятые годы ознаменовались тесным сотрудничеством Хэла Принса с композитором и либреттистом Стивеном Сондхаймом.
Шоу "Company", 1970 - несколько сцен, связанных между собой условным сюжетом - напоминало перенесенный на театральные подмостки кинофильм с меняющимися ракурсами, внутренними монологами героев и обыгрыванием лаконичных декораций Аронсона.
В спектакле "Follies", 1971 картины из настоящего и прошлого разворачивались на сцене одновременно. Актеры, исполняющие роли героев в молодости, были одеты в черное и белое, что символизировало прошлое персонажей - в то время как современная история была решена в цвете. Один номер, поставленный совместно с хореографом шоу Майклом Беннетом, можно считать наиболее показательным: шеренга пожилых танцовщиц исполняла песню "Who''s That Girl" - а их молодые двойники повторяли все их движения. Шоу "Follies", стало, пожалуй, самым кинемотографичным спектаклем Принса. С другой стороны, "A Little Night Music", 1973 - оперетта, в которой исследовались самые разнообразные формы любви и романтических отношений на фоне партитуры Сондхайма, целиком написанной в трехдольных размерах - была решена более традиционно.
Действие мюзикла "Pacific Overtures", 1976, происходило в Японии, и, чтобы придать спектаклю соответствующий колорит, Принс использовал приемы традиционного японского театра но.
Сондхаймовский "Sweeney Todd" - пожалуй, самый шокирующий из мюзиклов, постановкой которого занимался Принс. В нем режиссер скрестил традиции английского мюзик-холла (их воплощением стала Анжела Лансбери, исполнительница роли миссис Лавитт) и театра ужасов Гран-Гиньоль, с подмостков которого, казалось, сошел Тодд в исполнении Лина Кэрью. "Суини Тодд" раскрыл новые возможности музыкального театра, став сплавом оперы и музыкальной комедии. Сам Принс неоднократно ставил этот спектакль в оперных театрах по всему миру.
Сотрудничество Сондхайма и Принса прекратилось после провала мюзикла "Merrily We Roll Along ", 1981. Вместе с Джорджем Фертом они создали музыкальную версию комедии Кауфмана и Харта о дружбе и шоу-бизнесе, которая рассказывалась в обратном хронологическом порядке. Однако существенные недостатки проекта не смогла скрыть даже более чем доступная на этот раз музыка Сондхайма.
В 1978 году Принс согласился поставить мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса "Эвита" о жизни жены аргентинского диктатора Хуана Перона Эвы Перон. В этом спектакле режиссер смешал уже ставший его визитной карточкой кинематографический подход с оперными традициями. Результат пользовался большим успехом у публики и даже у критики. Позднее Ллойд-Уэббер обратился к Принсу с просьбой взять на себя постановку мюзикла "The Phantom of the Opera", 1986, результатом мы восхищаемся)
В восьмидесятых и девяностых годах Принс продолжал заниматься тем, чему посвятил всю свою жизнь - режиссурой. Он ставил оперные спектакли в Метрополитан Опера, Нью-Йорк Сити Опера, Сан-Франциско опера, Хьюстон Гранд Опера, Венской Штатсопер и в театре Колон (Буэнос-Айрес).
Хэл Принс вдохнул жизнь в мюзикл Кандера и Эбба "Поцелуй Женщины-Паука" ("Kiss of the Spider Woman"), и под его мастерским руководством это шоу с довольно трудной судьбой завоевало, наконец, признание публики. В 1995 году Гарольд Принс взялся за "Show Boat" и создал безупречную версию этого классического шоу. Спектакль принес ему двадцатую награду Тони. В этой постановке он восстановил купюры, особенно уделив внимание проблеме взаимоотношений представителей разных рас - теме, не утратившей актуальности и в девяностые годы.
В 1998 году Принс объединился с писателем Альфредом Ури для работы над мюзиклом "Parade”. В качестве сюжета они взяли реальную историю надсмотрщика Лео Франка, который в начале ХХ века был осужден за убийство девочки, работавшей на фабрике. И, хотя материал меньше всего подходил для мюзикла, Принс в очередной раз доказал, что это для этого жанра не существует неподходящих тем. Он привлек к работе композитора Джейсона Роберта Брауна, для которого шоу стало дебютом на Бродвее. Постановка была признана единственным настоящим бродвейским мюзиклом (т. е., мюзиклом с диалогами) сезона 1998 - 1999 гг. Несмотря на неоднозначную оценку критики и сдержанный прием со стороны публики, этот спектакль был выдвинут на Тони в девяти номинациях.
В 2003 году произошло воссоединение Гарольда Принса и Стивена Сондхайма. Их новый проект - музыкальная комедия "Bounce" - открылся 30 июня в Чикаго. Спектакль планируют поставить в Вашингтоне, а затем и на Бродвее.
В 2004 году мюзикл "Суини Тодд" в постановке Хэла Принса будет идти в Нью-Йорк Сити Опера.
По иронии судьбы, режиссер, который так любил использовать в своих постановках кинематографические приемы, работал в кино совсем немного и не добился таких же выдающихся результатов, как в театре. Уже в конце пятидесятых Гарольд Принс принял участие в экранизации мюзиклов "The Pajama Game" и "Damn Yankees", однако самостоятельно снял только две картины - "Кое-что для каждого" ("Something for Everyone", 1970) и "Маленькая серенада" ("A Little Night Music", 1977) . Обе ленты критиковали за статичность и отсутствие оригинального визуального решения. Черная комедия "Кое-что для каждого", в которой снялись Майкл Йорк и Анджела Лансбери, не получила широкого признания. Сюжет этого фильма продолжал одну из тем, затронутых в "Кабаре" - любовь втроем, только на этот раз главный герой становится любовником сына обедневшей графини и дочери богатого бизнесмена.
Имя Гарольда Принса навсегда будет связано не с одним десятком успешных шоу. Его вклад в развитие музыкального театра США оценен двадцатью двумя наградами Тони. В 1994 году режиссеру была вручена также Награда Центра Кеннеди за вклад в американскую культуру.

Позаимствовано на Musicals.ru

На cтраницу "Создатели"
На главную
Hosted by uCoz